Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИШО БАР НОН
28, С. 649-350 опубликовано: 15 ноября 2016г.


ИШО БАР НОН

[Ишо бар Нун; сир.       - Иисус Навин] (ок. 743, Бет-Габбаре близ Мосула - 1.04.827, Багдад), католикос-патриарх Церкви Востока (с 823). Учился у Авраама бар Дашандада в Башушской школе в Сафсафе вместе с буд. католикосом-патриархом Тимофеем I. После кратковременного преподавания в несторианской школе в Мадаине (древняя Селевкия) принял постриг в мон-ре Мар-Авраам на горе Изла. Хиротонисан во диакона Тимофеем, который стал еп. Бет-Багаша, и служил в его епархии; затем вступил с ним в богословский спор о возможности лицезрения Бога тварью и написал ряд сочинений, в которых опровергал его т. зр. Взойдя на Патриарший престол (780), Тимофей I созвал Собор и добился поддержки своих взглядов. И. б. Н. из-за конфликта с братией мон-ря Мар-Авраам перебрался в Багдад, где обучал сына покровительствовавшего ему придворного врача Джирджиса Масавайха. Затем И. б. Н. возвратился на родину и провел ок. 30 лет в монастыре Мар-Элия на берегу р. Тигр близ Мосула. Возможно, И. б. Н. тождественен упоминаемому в письмах патриарха Тимофея одноименному епископу, к-рый занимал кафедру Рам-Ардашира в Хузистане и чья кандидатура выдвигалась католикосом на кафедру Нисибина, но не была поддержана местной общиной. После смерти Тимофея I (823) и консультаций местоблюстителя Захарии, еп. Кашкарского, с христианами, занимавшими важные придворные должности, И. б. Н. был избран католикосом-патриархом. Интронизация состоялась в багдадском мон-ре Келиль-Ишо 6 июля 823 г. И. б. Н. попытался вычеркнуть из диптихов имя своего предшественника, но большая часть клира, в основном рукоположенная Тимофеем, и старосты-миряне решительно этому воспротивились. На смертном одре И. б. Н. раскаялся в пристрастном отношении к Тимофею и распорядился уничтожить списки своих сочинений, направленных против него. И. б. Н. был погребен в мон-ре Келиль-Ишо.

И. б. Н. составил и соборно утвердил свод из 133 церковных правил, в котором прослеживается преемственность по отношению к каноническому собранию патриарха Тимофея, особенно в сфере семейного права и права наследования. Новшеством в правилах И. б. Н. является разъяснение вопросов, касающихся урегулирования долгов и обязательств покойного и возможности получения наследства клириками и мирянами, а также положение о любовной ворожбе и проч. видах черной магии. Сравнительной мягкостью отличаются установления о рабах, об участи неплатежеспособного должника и о воровстве из-за крайней бедности. Свод И. б. Н., как и своды, утвержденные при его предшественниках Хенанишо II и Тимофее, почти не испытал влияния арабо-мусульм. правовой системы.

И. б. Н. принадлежат вопросоответы на текст Свящ. Писания (в 2 т.; сохранились частично в ркп. Cantabr. Add. 2017), утешительные слова (значительная часть сохр. в яковитской переработке), письма с ответами на вопросы периодевта Исхака из Бет-Катрайе и диак. Макария, связанные гл. обр. с литургической практикой (см.: Unnik. 1937), комментарий на сочинения свт. Григория Богослова (не сохр.) и др. Гомилии И. б. Н. были объединены с проповедями 2 позднейших авторов в сборник, охватывавший полный церковный год и долгое время служивший обязательным предметом изучения для священников. Еп. Григорий Бар Эвройо передает рассказ о христологическом диспуте между И. б. Н. и монофизитским свящ. Папой.

Память И. б. Н. (вместе с др. почитаемыми католикосами) совершается в Церкви Востока во 2-ю пятницу (в Малабарской Церкви - в 3-е воскресенье) после Благовещения (Fiey J. M. Saints Syriaques. Princeton (N. J.), 2004. P. 148).

Соч.: Syrische Rechtsbücher / Hrsg. E. Sachau. B., 1908. Bd. 2. S. XXI-XXIII, 119-177 [свод канонов]; Syriac and Arabic Documents Regarding Legislation Relative to Syrian Asceticism / Ed., transl. A. Vööbus. Stockholm, 1960. P. 189-204 [монашеские правила]; The Selected Questions of Isho  bar Nu n on the Pentateuch / Ed., transl. E. G. Clarke. Leiden, 1962; Bundy D. The «Questions and Answers» on Isaiah by Išo(?)lsquo; bar Nu n // OLP. 1985. Vol. 16. P. 167-178.
Ист.: Assemani. BO. T. 3/1. P. 165-166; Greg. bar Hebr. Chron. eccl. Vol. 3. Col. 181-188; Maris, Amri et Slibae De patriarchis Nestorianorum commentaria / Ed. H. Gismondi. R., 1899. T. 1/1. P. 75-76; 1896. T. 2/1. P. 66-68; Eliae Metropolitae Nisibeni Opus chronologicum / Ed., interpr. E. W. Brooks, J.-B. Chabot. P., 1909. Louvain, 1954r. Vol. 1. P. 59. (CSCO; 62. Syr. Ser. 3; T. 7); Les lettres du patriarche nestorien Timothée I / Etude crit.: R. J. Bidawid. Vat., 1956. (ST; 187).
Лит.: Болотов В. В. Из истории Церкви Сиро-Персидской. СПб., 1901. С. 115; Райт. Очерк. С. 152-154; Duval. Littératures. P. 387-388; Baumstark. Geschichte. S. 219-220; Chabot. Lit. syr. Р. 109-110; Unnik W. C., van. Nestorian Questions on the Administration of the Eucharist, by Isho'yabh IV: A Contrib. to the History of the Eucharist in the Eastern Church. Amst., 1937, 1970r. P. 130-133; Dauvillier J. Chaldéen (droit) // DDC. T. 3. Col. 348-349; Sauget J. M. Décisions canoniques du patriarche Isho bar Nun encore inédites // Apollinaris. R., 1962. T. 35. P. 259-265; Rompay L., van. Išo(?)lsquo; bar Nun and Išo(?)lsquo;dad of Merv: New Data for the Study of the Interdependence of Their Exegetical Works // OLP. 1977. Vol. 8. P. 229-249; Bundy D. D. The Peshitta of Isaiah 53:9 and the Syrian Commentators // Oriens Chr. 1983. Bd. 67. S. 32-45; Molenberg C. An Eighth Century Manual: Išo(?)lsquo; Bar Nun's Questions and Answers on the Whole Text of Scripture as a Representative of a Genre // IV Symp. Syriacum, 1984: Literary Genres in Syriac Literature / Ed. H. J. W. Drijvers e. a. R., 1987. P. 45-55. (OCA; 229); eadem. The Interpreter Interpreted: Išo(?)lsquo; bar Nun's Selected Questions on the Old Testament: Diss. Groningen, 1990; eadem. Išo(?)lsquo; bar Nun and Išo(?)lsquo;dad of Merv on the Book of Genesis: A Study of Their Interrelationship // The Book of Genesis in Jewish and Oriental Christian Interpretation: A Coll. of Essays / Ed. J. Frishman, L. van Rompay. Louvain, 1997. P. 197-228; Fiey J.-M. Isho(?)lsquo; bar Nun // DHGE. T. 26. Col. 174-175; Hofstra J. D. Isho(?)lsquo; Bar Nun's «Questions and Answers» on the Gospel of St John and Their Relation to the Commentary of Isho(?)lsquo;dad of Merv and Theodore Bar Koni's Scholion // JEastCS. 2004. Vol. 56. P. 69-93.
Т. К. Кораев
Ключевые слова:
Католикосы-Патриархи Церкви Востока Ишо бар Нон [Ишо бар Нун; сир. - Иисус Навин] (ок. 743 - 827), католикос-патриарх Церкви Востока (с 823)
См.также:
ГЕВАРГЕЗЕ I (1870 - 1928), Католикос Востока, предстоятель Сиро-Маланкарской Церкви
ГЕВАРГЕЗЕ II (1874 - 1964), Католикос Востока, предстоятель Сиро-Маланкарской Церкви
ГЕОРГИЙ КАФРСКИЙ Католикос-Патриарх Церкви Востока (660/61-680/81), церковный писатель
ГРИГОРИЙ I (VI в.- между окт. 608 и апр. 609), 32-й патриарх Церкви Востока