[Ишо бар Нун; сир. - Иисус Навин] (ок. 743, Бет-Габбаре близ Мосула - 1.04.827, Багдад), католикос-патриарх Церкви Востока (с 823). Учился у Авраама бар Дашандада в Башушской школе в Сафсафе вместе с буд. католикосом-патриархом Тимофеем I. После кратковременного преподавания в несторианской школе в Мадаине (древняя Селевкия) принял постриг в мон-ре Мар-Авраам на горе Изла. Хиротонисан во диакона Тимофеем, который стал еп. Бет-Багаша, и служил в его епархии; затем вступил с ним в богословский спор о возможности лицезрения Бога тварью и написал ряд сочинений, в которых опровергал его т. зр. Взойдя на Патриарший престол (780), Тимофей I созвал Собор и добился поддержки своих взглядов. И. б. Н. из-за конфликта с братией мон-ря Мар-Авраам перебрался в Багдад, где обучал сына покровительствовавшего ему придворного врача Джирджиса Масавайха. Затем И. б. Н. возвратился на родину и провел ок. 30 лет в монастыре Мар-Элия на берегу р. Тигр близ Мосула. Возможно, И. б. Н. тождественен упоминаемому в письмах патриарха Тимофея одноименному епископу, к-рый занимал кафедру Рам-Ардашира в Хузистане и чья кандидатура выдвигалась католикосом на кафедру Нисибина, но не была поддержана местной общиной. После смерти Тимофея I (823) и консультаций местоблюстителя Захарии, еп. Кашкарского, с христианами, занимавшими важные придворные должности, И. б. Н. был избран католикосом-патриархом. Интронизация состоялась в багдадском мон-ре Келиль-Ишо 6 июля 823 г. И. б. Н. попытался вычеркнуть из диптихов имя своего предшественника, но большая часть клира, в основном рукоположенная Тимофеем, и старосты-миряне решительно этому воспротивились. На смертном одре И. б. Н. раскаялся в пристрастном отношении к Тимофею и распорядился уничтожить списки своих сочинений, направленных против него. И. б. Н. был погребен в мон-ре Келиль-Ишо.
И. б. Н. составил и соборно утвердил свод из 133 церковных правил, в котором прослеживается преемственность по отношению к каноническому собранию патриарха Тимофея, особенно в сфере семейного права и права наследования. Новшеством в правилах И. б. Н. является разъяснение вопросов, касающихся урегулирования долгов и обязательств покойного и возможности получения наследства клириками и мирянами, а также положение о любовной ворожбе и проч. видах черной магии. Сравнительной мягкостью отличаются установления о рабах, об участи неплатежеспособного должника и о воровстве из-за крайней бедности. Свод И. б. Н., как и своды, утвержденные при его предшественниках Хенанишо II и Тимофее, почти не испытал влияния арабо-мусульм. правовой системы.
И. б. Н. принадлежат вопросоответы на текст Свящ. Писания (в 2 т.; сохранились частично в ркп. Cantabr. Add. 2017), утешительные слова (значительная часть сохр. в яковитской переработке), письма с ответами на вопросы периодевта Исхака из Бет-Катрайе и диак. Макария, связанные гл. обр. с литургической практикой (см.: Unnik. 1937), комментарий на сочинения свт. Григория Богослова (не сохр.) и др. Гомилии И. б. Н. были объединены с проповедями 2 позднейших авторов в сборник, охватывавший полный церковный год и долгое время служивший обязательным предметом изучения для священников. Еп. Григорий Бар Эвройо передает рассказ о христологическом диспуте между И. б. Н. и монофизитским свящ. Папой.
Память И. б. Н. (вместе с др. почитаемыми католикосами) совершается в Церкви Востока во 2-ю пятницу (в Малабарской Церкви - в 3-е воскресенье) после Благовещения (Fiey J. M. Saints Syriaques. Princeton (N. J.), 2004. P. 148).